top of page
Writer's pictureAnna Zakharyan

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВО БЛАГО ЧЕЛОВЕКА

Гамлет Арутюнян – доктор технических наук, один из ведущих разработчиков и руководителей ряда важнейших проектов по созданию автоматизированных систем управления оборонного назначения. Более 40 лет работает в сфере вычислительной техники, информатики и телекоммуникаций. В настоящее время он - генеральный директор дочерней компании «АрменТел». Интервью с ним предлагается вниманию читателей.

- Как происходит сегодня внедрение современных автоматизированных и информационных систем в Армении?

Весь мир нынче ощущает глобальные перемены во всех областях человеческой деятельности, обусловленные революционными темпами развития и внедрения компьютерных и информационных технологий. Мир переходит на качественно новый уровень организации бизнеса и социальных отношений. Появляются и широко внедряются электронные магазины, банки, поликлиники, университеты, библиотеки, множество различных сервисов. Что касается Армении, то здесь, в первую очередь, должен быть спрос на внедрение новых технологий. И если в бизнес-структурах спрос есть, т.к. новые технологии увеличивают прибыльность компаний, и они заинтересованы в инновациях, то в государственных структурах постановка иная. Автоматизация сокращает штаты, внутренние процессы становятся прозрачными и управляемыми, появляются возможности внешнего контроля, уменьшаются коррупция и взяточничество.

- Стало быть, Вы считаете, что при помощи автоматизации можно исключить взяточничество и коррупцию?

- Можно. Автоматизация в первую очередь означает формализацию всех задач ведомства, отдаление клиента от чиновника, электронную обработку запросов, автоматический контроль за результатами и сроками выполнения запросов, внешний доступ к внутренней кухне чиновника. Как вы видите, темных, закрытых мест остается мало для манипуляций и бюрократизма. Все действия строго регистрированы, и клиент сам сможет проследить по Интернету ход рассмотрения своего запроса. Обычно излишняя усложненность в аппарате управления, госслужбе, налоговой и таможенной системах не позволяет людям разобраться и защитить свои интересы. Часто люди предпочитают заплатить штраф, дать взятку, чем разобраться в претензиях налоговых и других контролируемых инспекций. А все это можно упростить. Естественно, не всем государственным чиновникам это выгодно. Кроме того, наше государство небогато, не хватает денег на первичные расходы. Посему немаловажными факторами являются партийная направленность государственного аппарата и структур, частое перемещение высокопоставленных государственных лиц и отсутствие преемственности между ними. Должна быть государственная программа внедрения новых технологий в государственных структурах, и она должна быть реализована независимо от тех, кто занимает государственные посты. Сегодня же наблюдается большая инерционность внедрения современных технологий в государственных структурах, министерствах, налоговой инспекции, таможне, правоохранительных органах, здравоохранении, образовании и т.д.

– Но ведь компьютеры и Интернет сегодня есть в любом учреждении. Дальше – вопрос времени…

- Компьютеры и Интернет без автоматизированных и информационных систем мало что значат. Они являются базой для построения автоматизированных и информационных систем. И еще: я далек от мысли, что государственные структуры в своей эффективности уступают частным структурам. Это отнюдь не так. Государственные структуры могут и работать весьма эффективно, если правильно организовать работу. В Армении в этом направлении еще много нужно сделать. Так, можно составить хорошую, реальную государственную программу и реализовать ее. Надо, в конце концов, признать, что другого пути нет. Прогресс и цивилизация идут неуклонным темпом, задержка приносит вред своей стране и народу. Армения была развитой промышленной страной, и что сейчас осталось от былой промышленности? Молодежь в основном стремится стать юристами, экономистами, работать в инспекциях, где можно иметь много денег. Инженерные факультеты пустуют. Это означает, что новое поколение в Армении будет работать в сфере обслуживания. А жаль, армяне способны и могут выполнять самую сложную и престижную работу. Уверен, что наукоемкие работы больше принесут доход Армении, чем сервисные.

- А школы, вузы… Как Вы себе представляете автоматизацию учебного процесса?

- Равно как и любая отрасль человеческой жизни, претерпевает изменение и учебный процесс. Нынче уже говорят о дистанционном обучении, и не удивляйтесь, если скоро станет в обиходе такое понятие, как «электронный учитель», который сумеет заниматься с каждым учеником индивидуально в соответствии с его способностями. Ориентация на средний уровень класса, регламентированные сроки учебного процесса в школах, университетах выйдут из практики. Учебный курс будет освоен учащимся индивидуально в срок, соответственно его способностям. В этом направлении Армения еще «спит». Уровень наших школ и университетов «застрял» на 50-60-х годах прошлого века: та же традиционная доска, тот же традиционный метод обучения и тот же традиционный преподаватель. - Но ведь элементарные навыки необходимы, чтобы хотя бы мозги научились функционировать…. - Мозги как раз будут функционировать, но это будет уже другой уровень. Новое поколение должно научиться мыслить и работать в совершенно ином формате. Я совершенно убежден, - если ребенка учить более сложным вещам, то такие простые вещи, как таблицу умножения, он поймет и выучит автоматически. Вы, наверное, сами наблюдали, как сегодняшние дети, даже те, что еще толком ни читать, ни писать не умеют, с компьютером на «ты», ориентируются в нем и знают достаточно сложные операции. Разве это не подтверждает сказанное? Человеческие мозги очень гибки, и если мы научимся мыслить более совершенными категориями, то и результаты будут несравнимо выше.

- Вы долгие годы работали в военно-промышленном комплексе и наверняка хорошо представляете задачи автоматизации нашей Армии, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию?

- Вооруженные силы также являются государственной структурой, и им присущи все недостатки сегодняшнего дня. Автоматизации обороной области я посвятил лучшие годы своей жизни. В советское время меня хорошо знали в министерстве обороны, генеральном штабе, в министерстве радиопромышленности СССР, а также во многих ведущих предприятиях и институтах оборонного направления. Нам доверяли самые серьезные работы, и мы высоко держали честь армянских ученых. Современные же технологии позволяют по-новому смотреть на проблему автоматизации и создания новых средств наступательного и оборонного назначения. Так, наряду с глобальными системами вооружений, появились возможности создания различного рода мобильных систем для автоматизации повседневной деятельности армейских служб и выполнения тактических операций, освобождая солдат от жизненно-опасных, изнурительных работ. Прошло время, когда войну выигрывали солдаты. Реальное состояние автоматизации вооруженных сил Армении мне неизвестно, однако необязательно быть в Армии, чтобы чувствовать состояние армейских служб и уровень автоматизации. Армения - маленькая страна. Армяне малочисленны, и человеческими ресурсами мы не сможем противостоять врагам. Необходимы другие нестандартные решения. У меня есть своя идеология организации Армии, повышения ее боеспособности. Руководство страны и Армии должно идти по этому нестандартному пути. Однако военные деятели нашей Армии являются воспитанниками классической армейской школы больших стран, и не всегда их стандарты эффективны для маленькой страны. В 1994 году мы представили предложения об автоматизации вооруженных сил Армении. Была встреча с Вазгеном Саргсяном. Он внимательно рассмотрел эти предложения и согласился с их важностью, отметив, что время их реализации для Армении еще не наступило. Но прошло ведь немало лет…

- А есть ли у нас в Армении специалисты, которые могут справиться с задачами внедрения новых технологий?

- Будет работа, будут и специалисты. Уровень наших специалистов всегда был высоким. В настоящее время армянские специалисты в основном работают для зарубежных компаний. На местном рынке не наблюдается спроса. Обычная для нас реальность – утечка мозгов за границу. И получается, что потенциал у нас есть, но он не в деле.

Кари Амирханян

0 views0 comments

Recent Posts

See All

Comments


bottom of page